Российский ВПК отрезали от долларов
Санкции США отрезали от долларовых расчетов предприятия российского военно-промышленного комплекса.
Хотя портфель заказов «Рособоронэкспорта» оценивается в 50 млрд долларов, твердой валюты продажа оружия за рубеж не приносит: сделки оформляются в рупиях, юанях и рублях, использовать которые для оплаты импорта куда труднее.
Крупные оборонные контракты на поставку систем С-400 приходится обслуживать за пределами глобальной долларовой зоны, рассказал в интервью РБК министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«Это и национальная валюта тех стран, которые с нами рассчитываются, и рубли, которые приобретаются на бирже, там разные форматы», – сказал министр.
В числе стран, с которыми заключены контракты в национальных валютах, он назвал Индию, Турцию и Китай.
Бартерные схемы – «оружие в обмен на продовольствие» или «оружие в обмен на товары» – при продаже С-400 пока не используются.
«Мы это проходили в начале 1990-х годов. Помню прекрасно, когда ввозились изделия из кожи, их можно было продать, потом рассчитаться с нашими предприятиями либо китайской тушенкой, либо пуховиками», – рассказал Мантуров.
«Пока до такого не дошли, и есть другие, уже давно зарекомендовавшие себя более современные формы расчетов», – добавил он.
Впрочем, по крайней мере одна бартерная сделка у «Рособоронэкспорта» в портфеле есть – это продажа 11 истребителей Су-35 в Индонезию, контракт на которую был заключен в феврале после четырех лет переговоров.
Новейшие истребители, наиболее близкие к пятому поколению среди российских машин, будут обменены на партии пальмового масла, каучуковой крошки и другие индонезийские товары. Они покроют около половины стоимости контракта (1,1 млрд долларов).
Договоренность о бартере была достигнута в августе прошлого года и помогла сдвинуть переговоры с мертвой точки: Индонезия не хотела платить валютой, и сама предложила расчет натурой, рассказывал тогда «Ведомостям» представитель «Рособоронэкспорта».
Закон о санкциях США против российского оборонного сектора вступил в силу в конце ноября прошлого года, а с 29 января Белый дом имеет право накладывать ограничения на структуры, которые вовлечены в “существенные сделки” с российскими предприятиями ОПК. Это касается как покупателей вооружений, так и банков, которые обслуживают транзакции.
Источник: finanz.ru