«Газпром» пригрозил Европе судом из-за проблем Nord Stream 2
В то время как российские чиновники излучают оптимизм, заверяя, что изменения газового законодательства ЕС никак не повлияют на трубопровод «Северный поток – 2», «Газпром» отчаянно ищет способы спасти проект.
Как сообщает Politico, оператор газопровода, 100-процентная дочка «Газпрома» Nord Stream 2 AG, обратилась с письмом в Брюссель, в котором пригрозила подать иск в международный арбитраж против Еврокомисии, если проект не будет выведен из-под действия новых «правил игры» на европейском газовом рынке.
Речь идет о поправках в газовую директиву ЕС, которые Европарламент принял в начале апреля.
Они требуют, чтобы на морские газопроводы распространялись бы те же правила, что и на сухопутные. Во-первых, одна компания (в данном случае «Газпром») не может быть одновременно и владельцем трубы и поставщиком газа; во-вторых, доступ к мощностям газопровода должны иметь независимые добытчики; в-третьих, тарифы на прокачку должен устанавливать регулятор.
Де-факто, это означает, что «Газпром» сможет использовать только половину от мощностей трубы – 27,5 млрд кубометров в год вместо 55 млрд.
Согласно поправкам, исключения из новых правил могут получить лишь трубопроводы, которые к моменту вступления их в силу уже достроены.
Но к лету 2019 года, когда, как ожидается, газовая директива станет законом, «Северный поток – 2» еще не будет находиться в состоянии операционной готовности, пишет исполнительный директор компании Маттиас Варниг (полный текст письма от Politico).
В связи с этим Nord Stream 2 AG просит Еврокомиссию дать гарантии, что газопровод все же получит исключения из новых правил. В противном случае, пишет Варинг, Еврокомиссия может нарушить Энергетическую хартию – документ, принятый в 1994 году и объединяющий 56 стран – в части, которая касается защиты инвестиций.
В строительство трубопровода на территории ЕС уже инвестировано 3 млрд евро, а совокупный эффект оценивается в 5 млрд евро и 31 тысячу рабочих мест, перечисляет Варинг.
«Существенные финансовые ресурсы были вложены в инфраструктуру, был принят инвестиционный риск, а новое регулирование неожиданно и кардинально изменило правила владения и управления этой инфраструктурой. В случае Nord Stream 2 окончательное инвестиционное решение принималось несколько лет назад, были потрачены миллиарды евро, взяты обязательства. При этом строительство и работа трубопровода планировались в расчете на существовавшее на тот момент законодательство», – возмущается глава Nord Stream AG.
Согласно поправкам, право запросить исключения из газовой директивы имеет страна, принимающая трубу – в данном случае Германия. Однако окончательное решение принимает Еврокомиссия, выступает категорически против тех условий, на которых должен был работать «Северный поток-2», напоминает партнер RusEnergy Михаил Крутихин.
Оператором маршрута должна быть независимая компания, а в газопровод необходимо будет пустить газ других поставщиков – например «Роснефти» или «Новатэка», но это прямо противоречит российскому закону об экспорте газа, по которому работает «Газпром».
То же самое касается «Турецкого потока», продолжает Крутихин: в него придется пустить азербайджанский или иранский газ.
После вступления директивы в силу условия работы «Газпрома» изменятся настолько серьезно, что пока трудно предположить, как газовый монополист будет выкручиваться из ситуации: не исключено, что в конечном итоге «Газпром» распадется на несколько компаний, одна из которых будет заниматься транспортировкой, вторая – добычей, третья – реализацией, рассуждает эксперт.
Источник: finanz.ru