Российский бизнес накрыла волна банкротств
Сжатие платежеспособного спроса, стагнация экономики и ужесточение политики банков породили кризис неплатежей и увеличение числа банкротств в России.
Число компаний, признавших себя неплатежеспособными, вновь начало расти в первом квартале, а по отдельным отраслям приблизилось к максимумам, показанным на пике кризиса в 2015 году, свидетельствуют данные Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
За январь-март банкротами признали себя 2927 юридических лиц. Это на 403 компании, или 15,9% больше, чем за тот же период прошлого года.
Хуже всего обстоят дела в секторе «коммерческих услуг», который больше других завязан на конечный спрос потребителей. По итогам квартала 572 компании отрасли стали банкротами, повторив исторический рекорд начала 2015 года.
Количество банкротств в строительстве выросло на 35% год к году – неплатежеспособными признали себя 587 предприятий (против 434 год назад).
В машиностроение уровень банкротств для первого квартала и вовсе стал рекордным с 2010 года, следует из данных ЦМАКП: 82 юрлица ушли с рынка против 38 год назад.
Планомерный рост числа банкротств отражает стагнацию экономики и кризис неплатежей, отмечает руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса, партнер «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева.
Банки, испытывая проблемы с ликвидностью, все активнее используют банкротство для возврата средств неплательщиков. «Банки все менее склонны идти навстречу бизнесу и реструктуризировать долг. Иногда уже после первой просрочки при определенных обстоятельствах банки могут инициировать банкротство заемщика», – цитирует Литовцеву РБК.
Еще одна причина роста – отложенный эффект зачистки банковского сектора, отмечает партнер BGP Litigation Сергей Лисин. После каждой санации или отзыва лицензии, по его словам, происходит 50-100 новых корпоративных банкротств.
Реабилитационные процедуры (внешнее управление и финансовое оздоровление) «остаются экзотикой», отмечает Литовцева. «С одной стороны, у должников, как правило, нет ресурсов для восстановления платежеспособности, а с другой – кредиторы не склонны соглашаться на реабилитацию, поскольку хотят скорее вернуть задолженность», – пояснила юрист.
Источник: finanz.ru