Российские авиакомпании пикируют в долговую яму с убытком на 70 млрд рублей
Российские авиакомпании стремительно пикируют в долговую яму на фоне сжатия платежеспособного спроса и резкого роста цен на топливо.
Несмотря не чемпионат мира по футболу и скачок пассажиропотока суммарный убыток авиаперевозчиков по итогам 2018 года достиг беспрецедентных 70 млрд рублей, сообщил ТАСС президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
«Такого у нас еще не было», – жалуется Тасун: речь идет об операционном убытке. То есть выручка, которую получают компании, не покрывает себестоимость перелетов.
Цифры предварительные и основаны на отчетности в РСБУ: публикация итоговых данных может еще больше усугубить картину. «Итоги будут таковы, которые мы предполагали, но не до такой степени, конечно», – сетует Тасун.
Даже флагман отрасли – «Аэрофлот», – получающий помимо доходов продажи билетов роялти от иностранных компаний за пролеты над Сибирью, показал 10-кратное падение финансовых результатов и при выручке в 504 млрд рублей заработал мизерные 2,7 млрд рублей чистой прибыли.
«Когда мы берем баланс и смотрим, что выручка отстает от расходной части – о чем мы можем говорить? 2,7 млрд рублей для такой компании – это, мягко говоря, ни о чем», – рассуждает Тасун.
Главной причиной катастрофического результата стало то, что с четвертого квартала 2017 года начала «скачкообразно подниматься» цена авиакеросина, говорит он. К лету топливо в московских аэропортах подорожало на 46%, а по итогам года обошлось перевозчикам в дополнительные 50 млрд рублей.
Кроме того, монополизация аэропортового рынка привела к галопирующему росту тарифов на аэронавигационное обслуживание.
Авиакомпании обратились за помощью в правительство, но получили отказ. На совещании с участием вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака 12 февраля им предложили «изыскать способы сократить издержки внутри себя», рассказывал РБК участник встречи.
Авиаторы проиграли естественный отбор нефтяникам. Ни субсидий, ни регуляторного вмешательства в этот сегмент не будет, подтвердил «Ведомостям» представитель Козака Илья Джус.
В январе ситуация продолжила ухудшаться: из 20 компаний, которые перевозят 90 с лишним процентов пассажиров, восемь не вышли на уровень прошлого года. «Некоторые компании есть, которые недобрали до прошлого года 15%, а это уже сигнал», – предупреждает Тасун.
На грани банкротства оказалась четвертая по количеству пассажиров компания Utair: в конце декабря она не смогла перечислить кредиторам платеж на 1 млрд рублей.
Задолжавшая госбанкам 38,6 млрд рублей, Utair может перейти в собственность Сбербанка и ВТБ, сообщали «Ведомостям» источники, близкие к банкам и руководству перевозчика.
Решить проблему повышением цен на билеты пока невозможно, признает Тасун: доходы населения падают шестой год подряд. «Если цена меняется в 100 рублей между двумя компаниями, пойдет туда, где цена на 100 рублей меньше», – говорит он, добавляя, что положение патовое.
«Мы попали в такую ситуацию – и так плохо, и так нехорошо», – констатирует президент АЭВТ.
Источник: finanz.ru