Что мы знаем и чего не знаем о “прачечной” Тройки Диалог

(Блумберг) — Так называемая прачечная Тройки была финансовой схемой, созданной российским инвестиционным банком с целью помочь клиентам вывести деньги из страны и спрятать их. За семь лет через Тройку с помощью ныне обанкротившегося литовского банка из РФ было выведено около $4,8 миллиарда.

Это то, что мы знаем благодаря Проекту по проведению расследований в отношении организованной преступности и коррупции и изданиям-партнерам OCCRP. Почти ежедневные разоблачения последней недели относительно участвовавших в этой цепи банков вскрыли серьезный масштаб схемы отмывания, чему, возможно, способствовало отсутствие единого контроля за финансовой системой Европы.

Чего мы пока не знаем, так это имен многих участников с российской стороны, какая часть денег была получена незаконным путем и будут ли названы и другие банки, задействованные в схеме. Финансовым организациям от Стокгольма до Амстердама уже задают неприятные вопросы, а расследования начаты в странах Балтии, Северной Европы, США и Великобритании.

Хотя суммы, о которых сообщает OCCRP, невелики, по крайней мере, по сравнению с $230 миллиардами, которые прошли через крохотное эстонское подразделение Danske Bank A/S в период с 2007 по 2015 годы, происхождение большей части этих средств подозрительно – разоблачения этой недели отчетливее говорят о российском следе денег.

Вот что мы знаем:

  • В схеме были задействованы по меньшей мере 75 подставных компаний, созданных Тройкой. Деньги перемещались между ними для осуществления полностью фиктивных сделок с фиктивными счетами, чтобы скрыть получателей средств. Были проведены транзакции на общую сумму $8,8 миллиарда с целью скрыть происхождение денег. Клиенты на эти деньги покупали недвижимость или роскошные яхты, а криминальные группировки занимались отмыванием незаконно полученных средств.
  • Тройке нужен был коммерческий банк, который не слишком пристально изучал бы контракты и сделки. Выбран был литовский Ukio Bankas. По информации OCCRP, Ukio открыл счета как минимум для 35 компаний-участниц “прачечной”.
  • Поскольку Литва еще не вошла в зону евро, для проведения операций в европейской валюте нужны были банки-корреспонденты. Так большинство западных банков оказались причастными к схеме. Поэтому, как отмечают аналитики, штрафы, если они будут назначены, не будут большими, поскольку ответственность за проверку клиентов обычно лежит на банке-респонденте.
  • Через Nordea Bank Abp, крупнейший банк Северной Европы, предположительно прошло около 700 миллионов евро ($790 миллионов) средств, возможно, полученных незаконным путем. Средства поступали из Ukio и затем направлялись компаниям-пустышкам, зарегистрированным, в том числе, на британских Виргинских островах и в Панаме, сообщила финская телекомпания YLE.
  • Более $889 миллионов поступили со счетов Deutsche Bank AG в “прачечную Тройки” в период с 2003 по 2017 годы, сообщила немецкая газета Süddeutsche Zeitung. Ранее в отношении Deutsche Bank была начата проверка, связанная с тем, что он мог выступать в роли банка-корреспондента Danske.
  • Сотни миллионов евро прошли через московское подразделение ING Groep NV в рамках схемы отмывания средств, созданной Тройкой Диалог, сообщила голландская газета Trouw.
  • “Прачечная Тройки” перевела около 190 миллионов евро через бывшее подразделение ABN Amro Group NV, сообщили Trouw и De Groene Amsterdammer. Подразделение в 2008 году перешло к Royal Bank of Scotland Group Plc, который сейчас занимается этим вопросом.
  • Около 43 миллионов евро были переведены на счет Heesen в Cooperatieve Rabobank UA за строительство двух яхт для российского сенатора Валентина Завадникова, сообщили Trouw и De Groene Amsterdammer.
  • Подразделение турецкого банка в Нидерландах обработало транзакции на 200 миллионов евро двух литовских банков, участвовавших в схеме отмывания Тройки, сообщили голландские издания.
  • На счета в Credit Agricole SA в Женеве за период по 2012 год от Тройки поступило более 500 переводов на сумму около $150 миллионов, сообщила газета Tages-Anzeiger.
  • Билл Браудер обвинил Raiffeissen Bank International AG в том, что банк игнорировал сигналы, которые требовали принятия мер в связи с переводами $634 миллионов из Ukio Bankas и эстонской “дочки” Danske.

Сокращенный перевод статьи:What We Know About the Troika Laundromat, and What We Don’t

Контактные данные редактора, ответственного за перевод: Мария Колесникова [email protected]

Контактные данные автора статьи на английском языке: Кристиан Баумгертель в Бостоне [email protected]

Контактные данные редактора статьи на английском языке: Дейл Крофтс [email protected], Пол Силлитоу, Шри Видья Бхактаватсалам

©2019 Bloomberg L.P.

Источник: finanz.ru

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *