У экономики России отказала педаль газа
Министерство экономического развития России во главе Максимом Орешкиным продолжает оставаться в гордом одиночестве с прогнозами о предстоящем «прорыве» экономики.
Ежеквартальный опрос ВШЭ, в котором приняли участие 25 экспертов из 12 российских и международных банков, два института РАН, пять аналитических центров и две крупные российские компании («Лукойл» и КАМАЗ), показал, что ускорения до 3% и выше не ждет практически никто.
По сравнению с апрелем, когда проводилось аналогичное исследование, ожидания бизнеса и экономистов даже ухудшились.
Консенсус по росту ВВП на текущий год снизился с 1,3% до 1,1%, на 2021й – с 1,9% до 1,7%, и на 0,2 процентного пункта – на все последующие годы (1,6% – в 2022-м, 1,7% – в 2023-м и 1,8% – в 2025-м).
В сумме за 5 лет прогноз снижен 1,3 процентного пункта, или 1,4 триллиона рублей в денежном выражении.
«Ни уверенность в скором достижении инфляционного таргета Банка России (4% в год), ни ожидаемое снижение ключевой ставки (еще на 0,25 п.п. в этом году, примерно на 0,5 п.п. в следующем и на 0,25-0,5 п.п. в 2024- 2025 гг.), ни, наконец, реализация намеченных национальных проектов не смогут, согласно консенсус-прогнозу, «разогреть» российскую экономику до темпов, хотя бы близких к 3% в год», – констатирует замдиректора «Центра развития» ВШЭ Сергей Смирнов.
Лишь один эксперт из 25 надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024-2025 гг. МЭР же, напомним, ждет до 3,1-3,3% в год уже через пару лет, что для абсолютного большинства независимых прогнозистов выглядит несбыточной мечтой, добавляет Смирнов.
Слабый внутренний спрос, падение частных инвестиций и отток капитала – все это не дает оснований полагать, что период стагнации завершается, пишут в июльском «Мониторинге» эксперты РАНХиГС.
Разогнать экономику за счет притока нефтедолларов, как это было в начале 2000х, или в тучные 2010е, уже невозможно: цены на нефть упали до 60 долларов за баррель, а экспорт сокращается из-за сделки ОПЕК+, связавшей руки нефтяникам.
Увеличить экспорт за счет металлов также невозможно: страны потребители вводят заградительные пошлины, а экономический рост в Европе и Китае замедляется.
Что касается какой-либо другой продукции, то ее качество остается низким, а конкурентоспособность определяется исключительно за счет девальвации рубля, отмечают в РАНХиГС.
Источник: finanz.ru