Половина российских регионов скатились в рецессию
В то время как Росстат фиксирует резкое замедление общероссийского ВВП, которому в первом квартале удалось вырасти всего на 0,5%, или минимальную с 2017 года величину, половина регионов страны уже погрузились в рецессию.
Рост экономической активности на конец марта был зафиксирован лишь в 42 субъектах РФ из 86, отмечает в «Комментариях о государстве и бизнесе» Высшая школа экономики.
По сравнению с февралем число растущих регионов рухнуло почти вдвое – месяц назад их было 71. При этом количество субъектов с явно выраженным ростом, который охватывает как минимум четыре из пяти ключевых секторов (промышленность, оптовая и розничная торговля, платные услуги и строительство) сократилось с 41 до 18.
На уровне регионов российская экономика едва не скатилась в полноценный спад. Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который ежемесячно рассчитывает ВШЭ, в марте обвалился с 69% до 51,7% и оказался в шаге от черты в 50%, которая отделяет рост от сжатия.
Падение индикатора стало беспрецедентным с начала 2015 года, когда по экономике ударили первый раунд санкций и обрушение цен на нефть.
«Снижение экономической активности затронуло, прежде всего, крупные регионы со значительным валовым региональным продуктом», – констатируют в ВШЭ: на долю субъектов, где выросло не более одного сектора экономики в совокупности в марте пришлось 8,2% от ВРП России (вместо 0,4% в феврале).
«Наиболее проблемным сектором осталась оптовая торговля, где индекс РЭА оказался равен 35,4%, сигнализируя о том, что в большинстве российских регионов ситуация в этом секторе по сравнению с прошлым годом ухудшилась», – говорится в докладе.
Провал торгового товарооборота в опте заметил и Росстат: в целом по России за первый квартал он рухнул на 9,3%.
Отчасти это результат резкого снижения экспорта газа в Европу – примерно на 10% год к году, указывает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Прежде всего, сокращает закупки Турция: за январь-март она приобрела у «Газпрома» лишь 4,4 млрд кубометров. Это минимальный объем с начала 2010х, который вдвое ниже прошлогоднего.
Кроме того, в минусе остаются строительство и платные услуги, отмечают в ВШЭ: индексы региональной активности в этих секторах (37,8% и 47,6%) также недотянули до «водораздела» в 50%.
В первом случае причина – в сокращении инвестиций, а во втором – в задавленном потребительском спросе, по которому ударили повышением налогов, указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Апрель не принес улучшений: сводный опережающий экономический индекс от ВШЭ, снизился с минус 1,3% до минус 2% и остался отрицательным шестой месяц подряд.
Хотя в перспективе ближайших месяцев спад экономики не представляется неизбежным, его вероятность явно растет, предупреждают авторы исследования.
Квартал к кварталу экономика уже падает, указывает Тремасов: в первом квартале сезонно сглаженный ВВП оказался меньше, чем в четвертом, примерно на 1,6%.
«Это самый грандиозный обвал со времен кризиса 2008-09 гг.», – говорит эксперт: даже на пике санкционной войны, когда нефть падала ниже 40 долларов за баррель, такого резкого снижения в экономике не было.
Главная причина – это увеличение налогов, которое оказало как прямое влияние (изъятие ресурсов из экономики, которые начнут возвращаться с лагом в несколько кварталов), так и косвенное, повышая косты для экономических субъектов и снижая желание инвестировать, отмечает Тремасов.
Источник: finanz.ru