Орешкин, Набиуллина и Силуанов обвинили друг друга в проблемах экономики
Международный экономический форум, проходящий в Санкт-Петербурге 6-7 июня, обернулся поисками «козла отпущения» среди высших чиновников, которым в ближайшие шесть лет предстоит опровергнуть законы экономической теории – и ускорить рост в условиях повышения налогов и государственного давления на бизнес.
Уже в 2021 году Россия вместо ускорения до темпов выше мировых может скатиться в рецессию, шокировал собравшихся на ПМЭФ прежде оптимистичный министр экономического развития Максим Орешкин.
Причина тому – «перекос в сфере потребительского кредитования», заявил Орешкин, недвусмысленно намекая на неспособность ЦБ РФ покорить стремительно надувающийся пузырь долгов физлиц.
За прошлый год банки выдали населению 1,5 триллиона рублей новых займов, а в 2019 году выдача продолжает расти со скоростью больше 20% год к году. Это создает «наибольший риск рецессии», заявил Орешкин.
«Люди берут кредиты сейчас не от хорошей жизни», – ответила Орешкину глава центробанка Эльвира Набиуллина: у населения падает уровень жизни, сокращаются доходы.
МЭР прогнозировало их рост на 1% в прошлом году, но в итоге Росстат, изменив методику и добавив к доходам бонусы топ-менеджеров и иностранные счета, насчитал лишь 0,1% роста. В первом квартале 2019 года доходы возобновили падение – на 2,3%.
Рисков «пузыря» потребкредитования нет, а финансовой стабильности, за которую отвечает ЦБ, ничего не угрожает, подчеркнула Набиуллина.
«Первопричина – почему люди идут за кредитами, не очень обеспеченными, это люди с низкими доходами», – сказала она.
По расчетам МЭР, ускорить экономику, а с ней – поднять доходы людей, должны национальные проекты за 25 триллионов рублей. Но эти проекты вызывают опасения, вернула Набиуллина «мяч» на сторону Орешкина.
«Чего я опасаюсь? Того, что эти нацпроекты, даже при выстраивании эффективного менеджмента со стороны государства, – это большой вызов государству», – сказала она.
Государственные инвестиции будут, но откуда возьмутся частные? «Все это потребует большого времени», – заявила глава ЦБ.
Частных инвестиций нет из-за бизнес-климата: одно дело Майкла Калви, основателя фонда Baring Vostok, который более 20 лет инвестировал в Россию и в конечном итоге оказался в СИЗО из-за корпоративного конфликта вокруг не самого крупного банка, повлекло удвоение оттока капитала, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
«То, что арест все-таки произошел в отношении даже такого уважаемого человека, расценено российскими и иностранными инвесторами как новая планка рисков. И эта планка существенно выросла. И вот даже если сейчас он (Калви) выйдет, что я желал бы, все равно эта планка не опустится сразу, это (уже) произошло. И, к сожалению, это вызвало дополнительный отток капитала из страны», – указал Кудрин.
Не нужно уделять делу Калви так много внимания, ответил Кудрину глава Минфина Антон Силуанов. Проблему надо рассматривать в целом, системно, объяснил он.
«У нас есть такие же инциденты и с нашими бизнесменами, есть такие инциденты и на западе – почему-то этому внимания не уделяют. Не надо рассматривать конкретный инцидент, а в целом решать эту проблему», – призвал Силуанов.
«Мне кажется, что мы слишком много уделяем этому внимания. Надо систему менять, реализуя национальные проекты», – добавил он.
Что касается национальных проектов, то способность государства практически полностью освоить триллионы рублей не вызывает сомнений, а вот будет ли эффект – вопрос открытый, возразил Кудрин.
Обсуждать достижимость или недостижимость национальных целей развития, установленных в майском указе президента Владимира Путина, правительство в принципе не должно, поставил точку в дискуссии помощник президента Андрей Белоусов.
«Нам сейчас нужно не обсуждать, будут цели достигнуты или нет, а обсуждать, что надо сделать для того, чтобы они были достигнуты», – сказал он.
Источник: finanz.ru