Жест отчаяния: Миллиардер Галицкий сдал государству крупнейшую в России розничную сеть
Госсектор продолжает наступление на российскую экономику, которую уже контролирует на 70%: после национализации трех из пяти крупнейших частных банков государство взялось за сектор розничной торговли – единственный, не затронутый госэкспансией в последние 18 лет.
Крупнейший по числу магазинов российский ритейлер – ПАО “Магнит” – с февраля переходит под контроль госбанка ВТБ.
Миллиардер Сергей Галицкий – основатель и ключевой акционер компании, которая владеет 13 тысячами торговых точек с выручкой почти триллион рублей в год, – продаст банку пакет из 29,1% акций за 138 миллиардов рублей.
У Галицкого, создавшего бизнес с нуля, останется лишь 3% акций, или десятая часть некогда контрольного пакета. Он покинет пост генерального директора. Спешно созванный совет директоров уже в пятницу утвердил на этой должности финдира Хачатура Помбухчана, сообщила пресс-служба “Магнита”.
Шаг Галицкого “больше похож на жест отчаяния, чем на продуманное решение”, пишут аналитики БКС: он продает акции после того, как их котировки обвалились почти втрое, а финансовые результаты “Магнита” резко ухудшились.
При этом, хотя “Магнит” стоит вдвое дешевле, чем четыре месяца назад, сделку проводят со скидкой к рыночной цене – по 4660 рублей за акцию (против 4850 на закрытии торгов в четверг). “Это может быть сигналом к тому, что сложности, с которыми столкнулся “Магнит”, имеют глубокую, то есть фундаментальную, причину”, – считают в БКС.
Крутое пике “Магнита”, отрезавшее от состояния Галицкого 3,4 млрд долларов в считанные месяцы, началось осенью 2017 года, когда компания опубликовала отчет за третий квартал: он показал двукратное падение прибыли, снижение трафика и среднего чека на 6-9% в сопоставимых магазинах.
Падение акций продолжалось 1,5 месяца и стерло треть капитализации компании. Рынок ждал данных за конец года, но они не показали улучшений: хотя “Магнит” открыл больше 2 тысяч новых магазинов, увеличив торговую площадь на 13,5%, в основном для сети формате – магазинах “у дома” – сопоставимые продажи сократились на 1,4%, а отток покупателей достиг 2,6%. Показатель EBITDA снизился на 18,9%, а прибыль – на 42% за год.
Галицкий не стал лично встречаться с инвесторами после публикации отчета, а в январе “Магнит” объявил, что может впервые в своей истории не заплатить дивидендов.
“Мы считаем, что можно вернуть стоимость акций на более высокий уровень. Мы также не исключаем возможности слияния или экспансии”, – заявил глава ВТБ Андрей Костин, комментируя сделку.
У ВТБ есть доля в другом ритейлере – “Ленте”, напоминает глава операций на фондовом рынке РФ “Фридом Финанс” Георгий Ващенко: возможно, две сети запоют дуэтом.
Рынок, впрочем, оптимизмом Костина не проникся: акции “Магнита” рухнули еще на 6,5% – до минимума с 2012 года в 4528 рублей за штуку (на 16.05 мск).
У держателей бумаг, похоже, начинают срабатывать маржин-коллы, говорит аналитик “Альпари” Роман Ткачук: убыточные позиции принудительно закрываются, бумаги сбрасываются, а это толкает котировки еще ниже.
Сектор ритейла, недвижимости и услуг населению был одним из немногих, где доля государства падала – с 27% в 2003-м году до 17% сейчас, подсчитал Bloomberg: тот факт, что на сеть не нашлось ни одного частного покупателя, многое говорит о бизнес-климате в стране.
“Уход Галицкого, создавшего с нуля этот бизнес, – это уход эпохи”, – констатирует Ткачук.
Сообщая о продаже, миллиардер едва не заплакал, передал с инвестфорума в Сочи корреспондент РБК.
Источник: finanz.ru