Госзакупки на 7,5 триллиона рублей утекли в неизвестном направлении
Система государственных закупок, объем которых превышает 20% российского ВВП, продолжает функционировать с низкой эффективностью и при практически полном отсутствии конкуренции.
К такому выводу пришла Счетная палата по итогам мониторинга за 2018 год.
Около трети всех закупок, включая сделки госкорпораций, прошли фактически в секретном режиме. В Единой информационной системе (ЕИС) отсутствует информация по договорам на 7,5 триллиона рублей (из общей суммы 24,2 триллиона), констатирует СП.
Нет сведений о том, с кем был заключен договор, на каких условиях и зачем. По сравнению с 2017 годом объемы засекреченных сделок выросли в 2 раза: тогда без публикации в ЕИС прошли закупки на 3,4 триллиона рублей.
Ограничение доступа к корпоративным закупкам стало возможно в результате внесенных поправок в 223-ФЗ. «С 31 декабря 2017 года заказчики могут не размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества», – напоминает СП.
В результате значительный объем сделок был «выведен из публичной сферы», объясняет аудитор Максим Ротмистров.
Сама ЕИС, которая задумывалась как база для цифровизации закупок, повышения их прозрачности и конкуренции, с задачами не справляется. 21% времени своего существования система была в принципе недоступна в связи с проведением технических работ. Информация в ЕИС размещается не структурировано, в системе нет алгоритмов, которые бы автоматически выявляли недостоверные данные.
«За последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и совершенствование», – отмечает Ротмистров.
Нет каких-либо подвижек и в развитии конкуренции. Более 50% всех государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки) – контракты достаются заранее определенному подрядчику.
У госкорпораций неконкурентными способами 94% осуществляется всех закупок. Это создает возможности для завышения цен и коррупции, отмечают в СП.
«При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного поставщика, проблема объективного расчета цены контракта – один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта/договора – ред). В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения», – отмечает Ротмистров.
Источник: finanz.ru