ЦБ оставит банки без «костылей» на триллион рублей
Крупные российские банки продолжают полагаться на печатный станок ЦБ, чтобы выполнить норматив краткосрочной ликвидности, и регулятор намерен прекратить эту практику.
Инструмент безотзывных кредитных линий, который позволяет системно значимым кредитным организациям за счет денег центробанка покрывать нехватку ликвидных активов, будет постепенно свернут, сообщила на форуме НФА «Казначейство-2019» первый зампред регулятора Ксения Юдаева.
БКЛ задумывались как способ поддержать банки, которые не справляются с нормативном Н26 – он вступил в силу для российских банков с 1 января 2016 года и требует, чтобы высоколиквидные активы (то есть те, которые можно легко продать или конвертировать в наличность) на 100% покрывали бы ожидаемый отток средств из банка в течение ближайших 30 дней.
Но по факту ресурсы ЦБ подменили отдельным банкам надлежащую практику управления риском ликвидности, посетовала Юдаева.
Спрос на кредиты резко увеличивается: если на 1 января, согласно отчетности банков, безотзывные кредиты использовали лишь два участника – ВТБ и ЮниКредит – на общую сумму в 308 млрд рублей, то к 1 марта это было уже 4 банка и 619 млрд рублей.
В апреле же ЦБ пришлось залить в систему около триллиона рублей, чтобы банки выполнили норматив.
С 1 мая центробанк сократит объем доступных банкам денег в рамках БКЛ – лимиты по операциям уменьшатся со 100% до 80%, через год (с мая 2020-го) – до 70%, затем до 50%, а с 2022 года – до нуля.
Это означает, что уже в ближайшие дни банкам надо каким-то образом сформировать около 200 млрд рублей ликвидных активов, пишут аналитики Райффайзенбанка.
Де-факто ЦБ обязывает системно значимых участников рынка нарастить вложения в российский госдолг – облигации Минфина учитываются регулятором как высоколиквидные, считают в банке. Другой вариант – это покупка купонных облигаций Банка России, но ЦБ не наращивает их выпуск.
Третий способ – это привлечь деньги у клиентов и разместить их краткосрочные кредиты (или, например, переоформить длинные кредиты в короткие).
Но ресурсная база не позволяет этого сделать: рост депозитов физлиц замедляется по мере того, как доходы людей падают, и все большая часть населения вынуждена проедать сбережения. На начало марта общий объем вкладов в банках вырос 8% год к году – минимально с сентября 2015-го.
На 1 января крупнейшим получателем денег ЦБ по БКЛ был банк ВТБ – 298 млрд рублей. У остальных системно значимых банков присутствует некоторый запас ликвидности, но в отношении к их совокупным активам он составляет всего 3,6%, отмечает Райффайзенбанк.
«Вместе с наличием у ВТБ такого дефицита высоколиквидных активов (2,1% от активов) не позволяет утверждать, что в целом в секторе ситуация с рублевой ликвидностью является комфортной», – делают вывод аналитики.
Источник: finanz.ru