Архитектор Барт Голдхоорн: «Жилье формирует облик города»
В 1995 году Барт Голдхоорн получил грант от IKEA Foundation на выпуск журнала «Проект Россия» — двуязычного издания о российской архитектуре, градостроительстве и дизайне. В результате журнал стал ведущим российским профессиональным изданием по архитектуре. Многие годы Голдхоорн выступал куратором выставки АРХ Москва, а также куратором и организатором многочисленных общероссийских и международных конкурсов. В настоящее время — главный архитектор компании «Брусника».
— Последние 20 лет самые известные мировые архитекторы пытались запустить в России свои проекты, однако в основном из таких инициатив ничего не получилось. На какой стадии сейчас находится архитектура в России, удалось ли уйти от «гонки за звездами»?
— Известные архитекторы всегда заметны для прессы, поэтому многие девелоперы активно их привлекают, но само участие такой звезды мало говорит о состоянии архитектуры в стране. В России довольно много людей с деньгами, и они зачастую хотят проявить свое богатство, поэтому именитые архитекторы могут найти здесь клиентов на очень эксклюзивное жилье.
В этом смысле в России есть элита, которая может себе позволить эксклюзивность. Но это не имеет никакого отношения к массовому строительству и потому не отражается на состоянии города в целом. При этом именно жилье формирует облик города. Если вы гуляете по Парижу, то большинство зданий, которые вы видите, — это жилье, и это прекрасная архитектура. Если строить какие-то эксклюзивные вещи и не думать о массовом строительстве жилья, то город тоже будет плохим.
— Последнее время даже девелоперы проектов в массовом сегменте стали интересоваться архитектурой. С чем связана эта тенденция?
— Когда я только начал работать в «Проекте Россия», был сильный рост качества архитектуры практически во всех отраслях, кроме жилья. В других областях появлялось множество проектов в офисном сегменте, но в жилье таких проектов особо не было.
В настоящий момент ситуация меняется, началась конкуренция между девелоперами за качество. Многие девелоперы пытаются улучшить качество архитектуры, и население обращает на это внимание. Еще совсем недавно для обычного покупателя выбора не было, ему предлагалось исключительно типовое жилье, и даже для элиты существовал выбор только между ампиром и хай-теком.
Сейчас все изменилось, в России все заговорили об архитектуре. В частности, очень большое значение уделяется общественным пространствам. Сегодня продать жилой дом без благоустройства уже практически невозможно. По сути, все крупнейшие девелоперы занимаются квартальной застройкой, которая позволяет создать отдельное пространство для жителей дома, это очень ценится в России. Например, в итоге жители могут отпустить детей вниз и не бояться за них.
— Что может дать девелоперскому проекту качественная архитектура? И для чего жителям платить за интересный архитектурный проект?
— В настоящий момент у нас работает важное правило: архитектура — это диверсификация продукта, даже в рамках одного дома и одного квартала можно получить разные квартиры. Мы в этом первые, в элитном жилье такое было уже, но в демократическом сегменте нет. Пытаемся сделать так, чтобы у людей появилась возможность выбрать — квартиру с балконом или пентхаус с террасой на крыше, квартиру с минимальными подсобными помещениями или большими комнатами и кладовой, а также вторым санузлом. Мы пытаемся найти ответы на такие вопросы.
Самая большая проблема в России заключается в том, что в стране в 1990-е годы очень популярен стал маркетинг, и во многом взаимодействие с покупателем осталось на этом уровне — просчитать на основе научных методов, сколько двухкомнатных и трехкомнатных построить. Но надо переходить на следующий уровень. Архитекторы работают на разнообразие, чтобы человек мог тебя найти жилье по вкусу.
— То есть даже в рамках одного квартала надо строить разные дома?
— Для нас очень важно, чтобы архитектура домов была разной, тогда люди будут себя чувствовать очень уютно, они смогут выбрать дом, который им нравится, и идентифицировать себя с ним. Если ты строишь дома только одного стиля, то с большой вероятностью этот стиль будет нравиться 30%, а 70% — нет. Поэтому даже в одном проекте должна быть разная архитектура. В таком случае есть на что смотреть и нескучно гулять по улице.
— Зачастую московские девелоперы копируют английский стиль и пытаются подражать застройке европейских городов, используют топонимы в названиях жилых комплексов. Как думаете, с чем это связано и когда от этого удастся уйти?
— Это маркетинговый ход, в первую очередь это говорит об отсутствии собственной идентичности, так происходит не только в России, но и в Азии, и во многих развивающихся странах. Но я думаю, что со временем это уйдет, появятся своя стилистика и свой подход.
Однако для этого заказчик должен понимать, что дому нужно иметь характер, а жилой комплекс — это не просто квартиры с каким-то фасадом, необходимы иногда более яркие идеи. С этой точки зрения ключевое значение имеет сторителлинг — в архитектуре на Западе в 1990-е годы это стало ключевым моментом в презентации архитекторов, когда они пытались убедить заказчика и городские власти в том, как именно должен выглядеть дом.
— Чем, по вашему мнению, ситуация со строительством жилья в России отличается от других стран?
— В настоящий момент я работаю над книгой, она почти готова и опишет всю эту ситуацию в ближайшее время, поэтому я погрузился в эту проблематику глубже.
В России сложилась очень интересная ситуация, здесь есть большие вертикально интегрированные девелоперские компании, которые занимаются покупкой земли, строительством и продажей. На Западе не так, сейчас строительство там ведут небольшие игроки, и это все приводит к интересным результатам с точки зрения разнообразия, но есть большая проблема со скоростью строительства и себестоимостью. Поэтому на Западе наблюдается огромный кризис жилья: нужно быстро строить — и никто не знает, как это делать.
Во многих отраслях произошел скачок производительности, но в строительстве не было такого роста. В России же почти все строители — это крупные игроки, и у них есть большие возможности преодолеть проблему массового производства.
Мы пытаемся объединить два фактора: производить штучный товар, но на массовой основе. Живущие в хрущевках люди тоже хотят переехать в удобные современные квартиры, и крупные девелоперские компании дают им такую возможность.
Читайте также Барт Голдхоорн: «Снобизм московских архитекторов не имеет границ»
Источник: rbc.ru